Из четырех церквей построенных в Кыштыме, самая незавидная участь постигла Свято-Духосошествиевскую церковь. Об этой церкви известно многое. Это самое древнее строение в Кыштыме, первое архитектурно-культовое сооружение в поселке. Она первая вознесла свои кресты над заводским поселком, зародившимся на речке Кыштымке. Находится эта церковь на острове, в центре города. Среди населения известна под названи­ем «Старая церковь». Строительство этой церкви началось по инициативе Екатеринбургского Духовного правления и стараниями хозяина завода Никиты Никитича Демидова, но на деньги, собираемые в течение многих лет среди населения. Есть красивая легенда, что Никита Никитович Демидов, спустившись с горы Егоза, после осмотра окрестностей отобедал на острове и сказал: «Пусть народ ведает, где Никита обедает! Построить здесь храм!». На самом деле к 1755 году население поселка было около 3000 человек, все они были православными. И Никита Никитич провел переговоры с представителями православного духовенства о церкви в Кыштымском приходе и получил добро на ведение строительных работ по двухапартаментному проекту.
Иван Селезнев, получив приказание хозяина, дал задание свозить к строительной площадке бутовый камень, в изобилии накопившийся в ходе создания Кыштымского и Сугомакского рудников. В 1758 году с приездом храмовых мастеров, закипела работа. Сейчас трудно представить, но предки вполне обходились без сложных механизмов. Кирпичи, камни, раствор - все доставлялось наверх вручную или с помощью простейших лебедок. Тем не менее, темп работ был достаточно высоким, учитывая масштаб строительства. Завершилось строительство в 1764 году, расписывали ее богомазы Богатыревы. Свято-Духосошествиевскую церковь освятили в 7 февраля 1765 года. Для глухой провинции церковь получилась на редкость нарядной и величавой. К тому же проект заводчики для своего поселка выбрали не совсем обычный. Церковь выстроили с размахом - в два этажа, кирпично-каменную. Каждый апартамент получил свое имя: верхний (неотапливаемый) этаж - имени Сошествия Святого Духа, а нижний (отапливаемый) стал называться во имя Усекновения главы пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи. Ровесница города, эта церковь вытерпела многое, в том числе и осквернение толпой разноязычных повстанцев в 1774 году, когда в Кыштыме побывали воины – крестьяне Емельяна Пугачева. Восставшие пугачевцы прорвались через деревянные стены, окружавшие Верхне-Кыштымский завод. Граница населенного пункта тогда проходила в районе современного больничного городка. Разноязыкие повстанцы, раскинули свой лагерь вокруг храма, водили внутрь него коней и жгли костры… Сохранилось предание о том, что во время захвата церкви, староста храма Ефим Норкин взобрался на колокольню и ударил в набат. За это его сбросили с колокольни. После отступления пугачевцев церковь привели в надлежащий порядок. Протоиерей Власий Коровицкий 1 февраля 1775 года произвел вторичное освящение церкви. В последующие годы храм не подвергался испытаниям, до тех пор, пока в стране не воцарилась советская власть. В 30-е годы, в эпоху воинствующего атеизма церковь вновь закрыли. В разные годы в этом памятнике архитектуры XVIII века размещались склады, городской музей, типография, кинопрокат. Конторы - временщики, которые здесь квартировали, жили одним днем и о сохранности церкви не заботились. Проржавели купола, обветшала крыша над трапезной, осыпалась фасадная штукатурка. Трудно представить, что ожидало бы храм в будущем. Но в 1993 году вышло распоряжение президента России о передаче религиозным организациям культовых сооружений. На рубеже XX-XXI веков началось возрождение храма. В декабре 2002 года митрополит Иов вновь окрестил храм - в третий раз за всю его историю. Сегодня она окутана строительными лесами. Все мы гадаем, какой она сбросит эти покровы. Настоятель храма отец Николай говорит, что, несмотря на строительные леса, храм живет прежней жизнью и здесь проходят службы.
Свято-духосошествиенская церковь Свято-Духосошествиенская церковь. Вид с озера
Сайт управляется системой uCoz